Телефон: (8017) 369-65-89, (8029) 178-98-54 (vel) Написать письмо: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Как цивилизованно расстаться с клиентом. Часть 2.

Итак, Вы все взвесили и решили завершить сотрудничество не только в плане принятия личного решения, но и оформить это на бумаге, чтобы всё было правильно и в юридическом плане, и в плане деловой этики.


Предлагаем несколько шагов для завершения сотрудничества так, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя оскорблённой.

 

 

1.Честный разговор с клиентом или письменное объяснение о причинах прекращения сотрудничества


Вам нужно дать понять клиенту, что Ваше сотрудничество не работает и почему это происходит. Объясните клиенту, какие ожидания у Вас были и как они не оправдались, или как Ваше сотрудничество изменилось, и почему было бы лучше для обеих сторон прекратить его, чтобы двигаться дальше.


Если клиент спросит – говорите честно о причинах разрыва. Однако при этом не критикуйте клиента. В случае необходимости, говорите в общих чертах о причинах прерывания сотрудничества, например: «Ваш вид бизнеса не подходит для нашей специализации».


Личная встреча и разговор с клиентом нужны тогда, когда Вы пытаетесь изменить сложившиеся взаимоотношения или если клиент настаивает на встрече. Иногда достаточно будет составить письмо — так вы убережетесь от взаимных обвинений. Письменное уведомление о причинах прекращения сотрудничества должно быть вежливым, не допускающим неправильной интерпретации Ваших слов клиентом.


2. Уведомление клиента о сроках прекращении сотрудничества


Вам необходимо соблюсти порядок расторжения договора, предусмотренный заключенным договором, во избежание дальнейших споров и судебных разбирательств. При этом важно обеспечить разумные сроки, чтобы клиент мог найти кого-то другого Вам на замену. Для этого вполне достаточно двух недель.


3. Никаких колебаний


Иногда Вы можете столкнуться с клиентом, который не хочет, чтобы Вы уходили. Всем попыткам изменить принятое Вами решение о прекращении дальнейшего сотрудничества стоит вежливо, но твёрдо сопротивляться. Выражайте понимание, сожаление, но не меняйте принятого решения.


4. Поблагодарите клиента и держитесь профессионально


Важно поблагодарить клиента, чтобы расстаться цивилизованно: «Спасибо за опыт, который Вы нам предоставили».


Все заканчивающие сотрудничество с клиентом коммуникации должны быть профессиональными. Вы никогда не знаете, когда ваши пути могут снова пересечься или когда другой потенциальный клиент может обратиться за справочной информацией.

И в заключение - всегда помните, что управление деловой репутацией — важный момент Вашей работы, который проявляется не только в грамотно построенных бизнес-процессах, маркетинге и пиаре. Этот процесс постоянен и требует постоянного внимания Вашей команды.

 

Читать также: "Как цивилизованно расстаться с клиентом. Часть 1"