Что делать, если УДФР выявило факт сотрудничества с лжеструктурой

Ситуация 

Организация закупала  товар у ООО «Структура» по договору купли-продажи в октябре и ноябре 2016г.  Купленный товар был реализован в декабре 2016г., НДС принят к вычету в полном объеме. В марте  2018г. организацией получено предписание УДФР о том, что контрагент  ООО «Структура» включен в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - Реестр). Также в предписании перечислены накладные, по которым  приобретен товар и их суммы, с указанием, что данные накладные не имеют юридической силы.  


Вопросы: 

1.Как поступить организации?

2.Организация не знала, что сотрудничает в лжепредпринимательской  структурой. Является ли это обстоятельство основанием для освобождения от уплаты экономических санкций (штрафов и пени)? 

3. Как обезопасить деятельность организации от подобных ситуаций на будущие сделки? 


Документы:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП)


Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. N 488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" (далее – Указ № 488) 


Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 N 340 "О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней" (далее- Указ № 340)


Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 N 42

"О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы" (далее – постановление № 42)


К сведению: 

По итогам контрольной работы за 2017 год Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в 2017 году проведено 576 проверок субъектов хозяйствования, совершивших хозяйственные операции с субъектами, осуществляющими лжепредпринимательскую деятельность. Предъявлено к уплате 45,3 млн. рублей, в доход бюджета поступило 12,1 млн. рублей


I. Порядок действий организации в описанной ситуации следующий: 

Необходимо проверить:

  • - наличие договорных отношений с контрагентом ООО «Структура», 

  • - наличие указанных  в предписании накладных, когда и как они приняты к учету, 

  • - имеются ли основания для подачи возражений на предписание. 

Важно: 

Возражения подаются в письменном виде в течение 20 рабочих дней со дня получения предписания и влекут утрату его силы. ( п. 1.12-3 Указа N 488). При этом УДФР вправе назначить и провести проверку либо направить копию заключения с приложением сведений об организации в инспекцию МНС, в которой данная организация состоит на учете ( п. 1.12-4 Указа N 488).В этом случае налоговый орган проведет проверку финансово-хозяйственной деятельности организации. При этом будут проверяться не только операции со лжеструктурой, а в целом деятельность за определенный период. 

Важно: 

       Проверка организации органом финансовых расследований или по его заключению налоговым органом  может быть назначена также в случаях, когда организация  не подала возражений или не исполнила предписание в установленный срок ( п. 1.12-4 Указа N 488).

Важно: 

За неисполнение или ненадлежащее, несвоевременное исполнение предписания должностное лицо организации может быть привлечено к административной ответственности (в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин) ст.23.1 КоАП. 


Если факт взаимодействия с контрагентом  ООО «Структура» подтверждается и организация  согласна с предписанием, она должна самостоятельно осуществить ряд действий, предписанных Указом № 488:


2.1.Исключить из вычетов в 4 квартале  2016 года  суммы предъявленного (входящего)  НДС (п.1.11.1 пункта 1 Указа № 488), 

 2.2.Произвести корректировку затрат в 4 квартале 2016 года, исключив  из состава учтенных при налогообложении затрат  стоимость приобретенных товаров и предъявленного НДС  (п.1.11.1 пункта 1 Указа № 488),  

2.3.Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) по НДС за 2016год ( ч.3 п.8 ст. 63НК, п.8.3. Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок к Постановлению  № 42),  при этом: 

- на титульном листе не забываем поставить галочку (знак X) в строках «Внесение изменений и (или) дополнений в часть I налоговой декларации (расчета), «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) и «в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012г.№ 488…» 

- уменьшаем размер вычетов в соответствующих разделах части I  декларации, 

- в разделе V «Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату) по налоговой декларации (расчету), в которой обнаружены неполнота сведений или ошибки» части I по строках за  октябрь и ноябрь указываются суммы НДС к доплате.  


Важно: налоговая декларация по НДС подается по  форме, которая применялась в 2016году (ч.2 п.8 ст.63 НК).


2.4.Подать уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016г. При этом: 

- на титульном листе не забываем поставить галочку ( знак X) в строках «Внесение изменений и (или) дополнений в часть I налоговой декларации (расчета), «Внесение изменений и (или) дополнений в налоговую декларацию (расчет) и «в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012г.№ 488…» 

- в разделе I части  I отражаем уменьшение суммы затрат по строке 2 «Затраты по производству и реализации произведенных товаров (работ, услуг)…»и вносим изменения в другие строки данного раздела,

- заполняем  раздел III "Сведения о занижении (завышении) суммы налога, подлежащей уплате (возврату)..." 


Важно: налоговая декларация подается по  форме, которая применялась в 2016году ( ч.2.п.8 ст.63 НК)


По желанию плательщика к декларациям может прилагаться пояснительная записка произвольной формы с указанием причины перерасчета и содержащая просьбу о доплате налогов без применения экономических санкций.  

2.5.Доплатить налоги и пени. 

Обращаем внимание, что произвести доплату организации необходимо не позднее 20 рабочих дней с момента получения предписания. Пени рассчитываются в общеустановленном порядке согласно  статьи 52 НК.


Внести изменения в бухгалтерский учет в марте 2018 года, в части доначисления налога на прибыль (Дт 84-Кт 68-3) и восстановления излишне принятой к вычету суммы НДС (Дт 68-2 -Кт 18) с последующим списанием восстановленных вычетов (Дт 84-Кт 18). 


4.Направить сообщение об исполнении предписания в УДФР (не позднее 20 рабочих дней с момента получения предписания) – образец текста сообщения прилагается ниже, приложив к нему: 

- копии поданных уточненных деклараций по налогу на прибыль и НДС, 

- копии платежных поручений на уплату налогов и пени,

- приказ по организации о проведении организационно-технические и информационные мероприятия мероприятий, наказании виновных  и т.п.


Образец текста сообщения:

Настоящим уведомляем об исполнении предписания № ___ от____ по хозяйственным операциям (сделкам) с ООО «Структура»: 

 – представлены налоговые  декларации (расчеты) с внесенными изменениями и (или) дополнениями по  налогам на прибыль и налогу на добавленную стоимость за указанный период, 

- исчислены в порядке, определенном подп. 1.11 п. 1 Указа N 488 налоги и пени, внесены платежи в бюджет в полном объеме  ________(дата), 

- виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности,

- проведены организационно-технические и информационные мероприятия (проверке контрагентов, инструктаж соответствующих сотрудников организации и периодическое ознакомление их с требованиями, предъявляемыми к содержанию (оформлению)  документов, реквизитов документов и т.п.) 


II. По вопросу об смягчении ответственности организации в части  экономических санкций   отметим, что то обстоятельство, что организация не знала, что сотрудничает с лжепредпринимательской структурой, не является основанием для освобождения от их уплаты. 

Вместе с тем при добровольном возмещении сумм налоговых сборов по предписанию органа финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь до назначения проверки, это не будет являться административным правонарушением и не повлечет административной ответственности в виде штрафа (ч. 2-1 примечания к ст. 13.6 КоАП).

Что касается пеней за несвоевременную уплату налогов, то организация может быть освобождена от их уплаты на основании поданного ей ходатайства в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 23.07.2015 N 340 "О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней" (далее - Указ N 340).  


III. Советы по минимизации убытков организации по будущим сделкам:  

1.Разработать свой алгоритм действий по проверке контрагентов. 

При этом можно пользоваться общедоступными сервисами, предоставляющими  информацию  о правовом статусе и финансово-хозяйственной деятельности плательщиков на официальном сайте МНС в специальной рубрике "Сведения о бизнес-партнере" http://www.nalog.gov.by/ru/Information_about_the_business_partner/.


Важно: 

Указ № 488 распространяется на сделки как с белорусскими лжепредпринимателями, так и с иностранными контрагентами. Поэтому внешнеэкономические сделки тоже нужно контролировать. К примеру, на сайте ФНС Российской Федерации  есть возможность проверить информацию о контрагенте https://egrul.nalog.ru.


2. Рекомендуем прописывать в договорах организации формулировки примерного содержания :

«В случае включения одной из сторон договора в Реестр организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере  (далее – Реестр), она обязана в течение 5 (пяти) календарных дней письменно уведомить вторую сторону об этом. Вторая сторона имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора без возмещения первой стороне убытков. 

Сторона, внесенная в Реестр, обязана возместить второй стороне предъявленные контролирующими органами платежи в бюджет, штрафные санкции и иные платежи, возникшие у второй стороны в связи с включением первой стороны в Реестр в течение 7 дней с момента получения соответствующего требования второй стороны». 


Автор Елена Бекишева, юрист, экономист, директор консалтинговой компании ООО «БизнесСтатус»

(Статья опубликована в журнале «Я-бухгалтер организации» № 7, апрель 2018)

Оставьте первый комментарий